Публикатор

2.07.2115:49

БАРЕНЦЕВ РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ (Справочная информация)

Баренцев региональный совет (БРС) был учрежден 11 января 1993 г. на Киркенесской сессии министров иностранных дел России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и представителя Европейской комиссии в развитие подписанной тогда же Декларации о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе. БРС является самостоятельным органом многостороннего сотрудничества 13 административно- территориальных образований Баренцева региона, в состав которого входят руководители данных административных единиц, а также представитель коренных народов Северо-Запада России, Норвегии, Финляндии и Швеции (саамы, ненцы, вепсы).

В БРС представлены следующие регионы: от России - Республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ; от Норвегии - губернии Нурланд и Тромс и Финнмарк; от Швеции - губернии Норрботтен и Вестерботтен; от Финляндии - провинции Лапландия, Кайнуу, Северная Карелия и Северная Остроботния. Статус наблюдателя на заседаниях БРС имеют Парламентская Ассоциация Северо- Запада России и Совет христианских церквей Баренцева региона.

Председатель БРС избирается сроком на два года на ротационной основе. Решения принимаются консенсусом. Совет определяет порядок заседаний, утверждает годовой план и бюджет. Заседания проводятся дважды в год.

Исполнительным органом БРС является Баренцев региональный комитет (БРК), который осуществляет практическую координацию деятельности Совета в промежутках между его заседаниями. БРК состоит из представителей администраций входящих в БРС регионов и коренных народов. Комитет готовит заседания БРС, следит за выполнением принятых решений, курирует деятельность рабочих групп. БРК возглавляется сотрудником администрации региона, председательствующего в БРС.

Каждый председатель БРК создает секретариат, который оказывает техническую помощь работе Комитета. Решения также принимаются консенсусом.

В целях углубления сотрудничества на конкретных направлениях в рамках БРС создан ряд рабочих групп, которые состоят из экспертов от его регионов и ежегодно отчитываются перед ним о проделанной работе. В настоящее время действуют четыре постоянные рабочие группы: по окружающей среде, транспорту и логистике, инвестициям и экономическому сотрудничеству, а также Баренцев региональный молодежный совет. Кроме того, под эгидой Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и БРС действуют 6 объединенных рабочих групп: по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, образованию и научным исследованиям, энергетике, туризму, делам молодежи. Независимая рабочая группа по вопросам коренных народов (РГКН), учрежденная в 1995 г., имеет статус консультативного органа по отношению к СБЕР и БРС.

Двухуровневая структура Баренцева процесса, представленная СБЕР и БРС, является отличительной особенностью данного формата взаимодействия на Севере Европы и позволяет оптимальным образом сочетать стратегические приоритеты государств с интересами и потребностями отдельных регионов. Подобная структура в совокупности с деполитизированным характером сотрудничества и нацеленностью на конкретный результат позволяет максимально приблизить его деятельность к потребностям проживающих в регионе людей.

В 2013-2015 гг. пост председателя БРС занимала Архангельская область. Основными направлениями председательства являлись сохранение экологического равновесия, изучение опыта внедрения инноваций, развитие транспортных коридоров, повышение качества жизни на северных территориях Баренцева региона. В 2015-2017 гг. Советом руководила финская провинция Кайнуу. Приоритеты этого региона (приграничное сотрудничество, транспорт и логистика, экономическое взаимодействие, окружающая среда и климат, здравоохранение и социальная сфера, образование, научные исследования, культура) были созвучны с основными направлениями сотрудничества по линии СБЕР под российским председательством.

В 2017-2019 гг. председательство в БРС осуществляла норвежская губерния Финнмарк (с начала 2020 г. вошла в состав объединенной губернии Тромс и Финнмарк в результате региональной реформы в Норвегии). Приоритеты: экономическое развитие и защита окружающей среды,

расширение транспортной сети и инфраструктуры, усиление межнационального культурного обмена, повышение информированности стран Европы о Баренцевом регионе.

В период председательства Финнмарка принята очередная пятилетняя стратегия развития Баренцева сотрудничества («Баренцева программа») на 2019-2023 гг. Документ определяет основные цели и задачи взаимодействия на межрегиональном уровне, в т.ч. в области конкурентоспособности и развития бизнеса, климата и окружающей среды, культуры, укрепления контактов между людьми, инфраструктуры, транспорта и коммуникаций.

В октябре 2019 г. эстафета руководства БРС на очередной двухлетний период перешла к шведской губернии Вестерботтен (председатель - губернатор Хелен Хеллмарк Кнутссон). Основными приоритетами обозначены: защита окружающей среды и климат, молодежное

сотрудничество, гендерное равенство, коренные народы, прозрачность сотрудничества в регионе.

Последнее очное заседание БРС состоялось в г. Умео (Швеция) 2 октября 2019 г. встык с 17-й министерской сессией СБЕР. В совместной декларации встречи, в частности, содержится предложение об учреждении собственного финансового механизма Баренцева сотрудничества для поддержки проектов по линии рабочих групп, которое созвучно выдвинутой в ходе встречи глав правительств стран-членов СБЕР 2013 г. в г. Киркенес
аналогичной российской инициативе (в настоящее время работа по его созданию идет в рамках Комитета старших должностных лиц СБЕР).

По инициативе Губернатора Мурманской области А.В.Чибиса были организованы три международные сессии в видеоформате на тему «Баренцев/Евроарктический регион против коронавируса» (очередная состоялась - 31 марта 2021 г.). Обсуждались текущая ситуация с распространением инфекции, усилия, направленные на снижение негативных последствий пандемии для экономик регионов, и наиболее эффективные меры по противодействию COVID-19.

В октябре с.г. председательство в БРС на очередной двухлетний период перейдет к Ненецкому автономному округу. В целях сохранения преемственности в деятельности обоих Советов и укрепления координации работы на национальном и региональном уровнях сформирована неформальная рабочая структура (transition team), которая займется подготовкой передачи председательства в СБЕР от Норвегии к Финляндии, а в БРС от Вестерботтена к Ненецкому автономному округу.