Консульская деятельность
Консульский информационный портал - www.kdmid.ru
УТВЕРЖДЕНО
ПРИКАЗОМ МИД РОССИИ
от "07" октября 2016 года № 19337
ПОЛОЖЕНИЕ О Консульском департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации
I. Общие положения
1.1. Консульский департамент (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее – Министерство или МИД России). Департамент в пределах своей компетенции участвует в консульском обеспечении отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет меры по защите прав и законных интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом, содействует развитию международных и внешнеэкономичес
1.2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями и указаниями руководства Министерства, решениями коллегии Министерства, а также настоящим Положением.
1.3. При осуществлении своей деятельности Департамент взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, структурными подразделениями центрального аппарата МИД России, загранучреждения
1.4. Департамент уполномочен запрашивать и получать от структурных подразделений МИД России, загранучреждений и подведомственных организаций Министерства документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций.
1.5. Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Министра.
1.6. Директор Департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом заместителя Министра, курирующего кадровые вопросы.
1.7. Другие сотрудники Департамента назначаются на должности и освобождаются от них в установленном порядке.
1.8. В случае временного отсутствия директора в связи с болезнью, отпуском или командировкой его обязанности исполняет один из его заместителей. Возложение обязанностей оформляется распоряжением по Департаменту по согласованию с курирующим заместителем Министра.
II. Основные задачи Департамента
Основными задачами Департамента являются:
2.1. Обеспечение в пределах своей компетенции своевременного и качественного выполнения решений высших органов государственной власти Российской Федерации по реализации государственной политики в области консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, защиты прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом.
2.2. Участие в консульском обеспечении международных отношений Российской Федерации, содействие в пределах своей компетенции развитию дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, расширению экономических, торговых, научно-техническ
2.3. Участие в консульском обеспечении международных и внешнеэкономичес
2.4. Оказание в пределах своей компетенции содействия органам государственной власти Российской Федерации, организациям и их объединениям в установлении контактов и развитии связей с партнерами за рубежом.
2.5. Участие в формировании договорно-правов
2.6. Анализ и прогнозирование развития консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
2.7. Участие в решении вопросов, связанных с открытием и обеспечением функционирования консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, назначением почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации.
2.8. Подготовка либо участие в подготовке (анализ, правовая экспертиза) проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента
2.9. Участие в разработке и реализации мер, предусмотренных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2.10. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении через загранучреждения контроля за состоянием и обустройством российских воинских захоронений, памятников и мемориалов за рубежом, реализацией существующих двусторонних соглашений.
2.11. Участие в разработке и осуществлении комплекса мер по совершенствовани
2.12. Принятие мер по защите персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн
2.13. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.
2.14. Департамент может выполнять и другие задачи, возложенные на него нормативными правовыми актами, распоряжениями руководства Министерства.
III. Структура Департамента
3.1. Для выполнения основных задач Департамента в его составе созданы:
Территориал
• Отдел стран Содружества Независимых Государств (СНГ);
• Отдел стран Европы;
• Отдел стран Америки;
• Отдел стран Азии;
• Отдел стран Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Функциональ
• Отдел общих консульских и правовых вопросов;
• Отдел по вопросам гражданства;
• Отдел оформления паспортов;
• Отдел служебного выезда;
• Отдел въезда иностранцев;
• Отдел легализации и истребования документов;
• Информационно-ан
В целях обеспечения деятельности Департамента в его структуре имеются секретная часть, спецканцелярия, несекретная канцелярия, а также машинописное бюро.
IV. Функции Департамента
В соответствии с возложенными на него задачами Департамент выполняет следующие функции:
4.1. По поручению руководства Министерства проводит переговоры и консультации с представителями иностранных государств и международных организаций.
4.2. Участвует в подготовке предложений о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. Осуществляет мониторинг выполнения международных договоров Российской Федерации. Готовит предложения по их применению, изменению, приостановлению или прекращению.
4.3. Готовит предложения по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с ее международно-пра
4.4. Готовит по согласованию с соответствующими подразделениями Министерства, а также с заинтересованным
4.5. Поддерживает связи по консульским вопросам с дипломатическими представительств
4.6. Участвует в разработке и согласовании нормативных правовых актов по вопросам гражданства Российской Федерации, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, а также выполнения консульских функций загранучреждения
4.7. Обобщает опыт применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам консульской деятельности, изучает и анализирует соответствующую правоприменитель
4.8. Осуществляет контроль за выполнением загранучреждения
4.9. Оказывает загранучреждения
4.10. Готовит для руководства Министерства информацию о состоянии работы, проводимой по линии Департамента.
4.11. Оказывает содействие загранучреждения
4.12. В пределах своей компетенции анализирует отчеты и другие информационно-сп
4.13. Принимает меры совместно с Валютно-финансов
4.14. Осуществляет полномочия МИД России по предоставлению на территории Российской Федерации следующих государственных услуг:
- по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации;
- по истребованию личных документов;
- по консульской легализации документов;
- по оказанию информационно-ко
- по регистрации организаций, направляющих граждан Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации.
4.15. Координирует работу загранучреждений и территориальных органов МИД России по мониторингу качества и доступности предоставляемых ими государственных услуг.
4.16. Осуществляет контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой загранучреждения
4.17. Участвует в разработке и согласовании образцов и бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе содержащих электронный носитель информации, свидетельств на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, виз и приглашений, бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, форм различных отметок и записей в паспортах и визах. Обеспечивает рассылку упомянутых бланков в загранучреждения и территориальные органы МИД России.
4.18. Взаимодействует по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с другими департаментами Министерства и его подведомственным
4.19. Взаимодействует с органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам консульского обеспечения их внешних связей.
4.20. Участвует в работе межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.21. Оформляет и выдает дипломатические и служебные паспорта, в том числе содержащие электронный носитель информации.
4.22. Оказывает содействие в получении виз иностранных государств для представителей органов государственной власти и организаций, выезжающих за границу со служебными целями.
4.23. Оформляет консульские патенты главам консульских учреждений Российской Федерации и почетным консулам Российской Федерации, а также консульские экзекватуры главам консульских учреждений и почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации.
4.24. Оказывает содействие в создании для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации необходимых условий для эффективного осуществления ими консульских функций.
4.25. Оформляет консульские и служебные карточки работникам консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации и членам их семей, консульские карточки почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации, а также удостоверения личности для сотрудников Тайбэйско-Москов
4.26. В установленном порядке осуществляет учет граждан иностранных государств по месту пребывания и передает фиксируемые при осуществлении учета сведения в территориальный орган ФМС России.
4.27. Осуществляет полномочия МИД России по принятию решений о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, имеющих дипломатические или служебные паспорта, либо в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический или официальный статус, и прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
4.28. Оформляет приглашения на въезд в Российскую Федерацию, а также принимает решения о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства и направляет их в загранучреждения
4.29. В установленном порядке выдает, продлевает и аннулирует визы гражданам иностранных государств и лицам без гражданства.
4.30. Участвует в решении вопросов гражданства Российской Федерации, отнесенных к компетенции Министерства.
4.31. Оказывает содействие в предоставлении сведений из федерального казенного учреждения «Главный информационно-ан
4.32. Передает в Федеральную налоговую службу сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, произведенной загранучреждения
4.33. Осуществляет постановку на учет детей – граждан Российской Федерации, усыновленных иностранными гражданами, до их выезда из Российской Федерации.
4.34. Передает в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию о личной явке российских граждан в загранучреждения с целью продолжения выплаты пенсии, а также информацию, отраженную в выданных им пенсионных справках.
4.35. Передает в Федеральную нотариальную палату сведения об удостоверении или отмене доверенности и завещания, полученные из загранучреждений
4.36. Ведет работу по подготовке проектов соглашений об обеспечении сохранности и благоустройстве российских (советских) воинских захоронений за границей между Российской Федерацией и иностранными государствами.
4.37. На основе информации из загранучреждений готовит предложения по планированию бюджетных средств на финансирование ремонта и восстановления российских (советских) воинских захоронений, а также по распределению лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
4.38. Разрабатывает и реализует программы деятельности Департамента в соответствии с принципами формирования бюджета Министерства.
4.39. Определяет приоритетные направления информатизации консульской службы, разрабатывает и вносит предложения по внедрению на базе информационных технологий современных технических средств в Департаменте, загранучреждения
4.40. Участвует в разработке и обеспечении функционирования межведомственных систем автоматизированн
4.41. Участвует во внедрении и модернизации консульских автоматизированн
4.42. Участвует в работе контрактной системы Министерства по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России, руководствуясь Регламентом организации и выполнения работ в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России. Разрабатывает проекты государственных контрактов по выполнению работ и услуг, а также аукционной и конкурсной документации на приобретение средств вычислительной техники, оргтехники и другого оборудования.
4.43. Ведет работу по созданию системы защиты персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн
4.44. Организует стажировку по вопросам консульской деятельности дипломатических сотрудников, командируемых для работы в загранучреждения
4.45. Организует в Департаменте по направлению Департамента кадров преддипломную и ознакомительную практику студентов Московского государственного института международных отношений (Университета), Дипломатической академии и Колледжа МИД России, а также других российских учебных заведений.
4.46. Информирует средства массовой информации и общественность по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в соответствии с установленным в МИД России порядком и в координации с Департаментом информации и печати.
4.47. Обеспечивает актуализацию сведений на официальном сайте МИД России по вопросам, относящимся к его компетенции. Организует работу консульского информационного портала и контролирует наполняемость сайтов загранучреждений по консульским вопросам.
4.48. Обеспечивает рассмотрение обращений граждан Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
4.49. Готовит в пределах своей компетенции материалы, согласовывает аргументированну
4.50. Принимает участие в мобилизационной работе и представляет в Отдел мобилизационной работы Министерства необходимые материалы и информацию по вопросам организации мобилизационной подготовки и поддержания мобилизационной готовности Департамента.
4.51. Осуществляет мероприятия, направленные на защиту сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.
V. Права и обязанности Директора Департамента
5.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент.
5.2. Несет персональную ответственность за подбор, расстановку и использование кадров в Департаменте. Распределяет служебные обязанности среди своих заместителей, начальников отделов и других сотрудников Департамента, которые несут персональную ответственность за их выполнение. Определяет целесообразность участия сотрудников Департамента в протокольных и иных мероприятиях. Утверждает положения об отделах, должностные регламенты, табели учета рабочего времени, а также графики отпусков сотрудников Департамента. В пределах своей компетенции дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения сотрудниками Департамента.
5.3. Вносит предложения об изменении структуры, штатного расписания и функций Департамента, о назначении, перемещении, ротации, повышении в должности, присвоении дипломатических рангов или классных чинов его сотрудникам, направлении сотрудников Департамента для работы в загранучреждения
5.4. Вносит в установленном порядке предложения о поощрении сотрудников Департамента, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий.
5.5. Принимает меры к соблюдению сотрудниками Департамента служебной дисциплины, должностных регламентов, контролирует своевременное и качественное исполнение ими своих должностных обязанностей.
5.6. Обеспечивает создание надлежащих условий труда сотрудников Департамента, повышения уровня их профессиональной квалификации. Вносит предложения об улучшении материально-быто
5.7. Принимает участие в заседаниях коллегии МИД России и совещаниях, созываемых руководством Министерства при обсуждении на них вопросов, относящихся к деятельности Департамента.
5.8. Докладывает руководству Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
5.9. Обеспечивает контроль за соответствием действующему законодательству разрабатываемых в Департаменте проектов административных регламентов, инструкций, постановлений, распоряжений и других документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.10. По поручению руководства МИД России представляет Министерство в контактах с дипломатическими представительств
5.11. По поручению руководства Министерства участвует в мероприятиях, проводимых другими федеральными органами исполнительной власти, а также в международных мероприятиях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
5.12. Несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, распоряжений, инструкций, положений и других документов.
5.13. Организует и проводит совместно с другими подразделениями Министерства инспекционные проверки консульской деятельности загранучреждений
5.14. Осуществляет руководство работами по созданию, внедрению и эксплуатации консульских автоматизированн
5.15. Обеспечивает проведение в Департаменте в установленном порядке аттестации выделенных помещений, автоматизированн
5.16. Осуществляет в пределах своей компетенции приемку и эксплуатацию объектов, систем и средств информатизации и связи, устанавливаемых в служебных помещениях Департамента с целью обеспечения защиты циркулирующей в них секретной и служебной информации.
5.17. Несет ответственность за обеспечение в Департаменте сохранности государственной и служебной тайны, соблюдение сотрудниками установленного режима работы и Служебного распорядка Министерства.
5.18. Несет ответственность за полноту и своевременность выполнения Департаментом мероприятий, предусмотренных при непосредственной подготовке к переводу и переводе Министерства на работу в условиях военного времени.
5.19. Выполняет иные функции, возложенные на него руководством Министерства.
С правилами оформления общегражданского паспорта можно ознакомится на портале Госуслуги